Как давать чаевые?

Как давать чаевые?Чаевые – один из тех элементов работы сферы обслуживания, которые долгое время для наших соотечественников оставались чем-то непонятным – в Союзе такие дополнительные финансовые благодарности в большинстве мест не поощрялись, более того – простого советского работника простого советского заведения общепита можно было таким образом даже оскорбить. Но те времена уже давно прошли, сегодня эта традиция, пришедшая к нам с Запада, укоренилась в нашем быту довольно прочно. Тем не менее, для многих до сих пор остается загадкой, где, когда и как давать чаевые уместно, а где нет, а также – какую сумму должен составлять их размер. В большей степени это проявляется в поездках за границу, но и в российских кафе и ресторанах случаются казусные ситуации, связанные с этим атрибутом отношений работника и клиента.

Сколько давать – вопрос довольно многогранный. В разных странах сумма «на чай» лежит в пределах от 5 до 25% от суммы оказанной услуги. В России – от 8 до 15, в зависимости от уровня заведения и общего благосостояния населения города. Решая для себя вопрос суммы, ориентироваться можно именно на эти цифры, не забывая при этом, что ее размер (в установленных рамках) в какой-то степени является показателем вашей благодарности за качество сервиса. То есть, если вас все действительно устроило – то можно по максимуму, если что-то было не так – то по минимуму (конечно, если официант вам нахамил, то комплексовать в таком случае по поводу чаевых не стоит и можно просто оставить его с носом). Негласный минимум в большинстве стран соответствует минимальной находящейся в обращении бумажной купюре (то есть у нас, например – 10 рублей), ниже – уже в любом случае оскорбление. Кстати, оскорблением будет и подача чаевых в виде разменных монет – вдруг еще рассыплются, поставите человека в неприятную ситуацию (так уйти или все-таки собрать?). Не стоит забывать, что у сотрудников сферы обслуживания тоже есть чувство собственного достоинства. Монетки – только если хотите оставить сдачу в магазине продавщице. Хотя, если в кафе вам принесли, например, 100 рублей сдачи той же мелочью – опять же вполне можно не смущаться и часть ее вернуть обратно.

Когда давать? Конечно, уже после того, как услуга была полностью оказана. Гостиницы – исключение, чаевые горничным и обслуживающему персоналу, который в чем-то вам помог (пусть даже в мелочи, например – поймал такси), оставляют сразу. Но в некоторых отелях принято давать их всего два раза: при въезде и при выселении.  Кому давать? Конечно, непосредственно тому человеку, который вас обслуживал – давать чаевые регистратору, чтобы он их передал носильщику – не совсем верно. В то же время, можно дать их и непосредственно регистратору, если он для вас, к примеру, бронировал билеты.

А что получаете от этого вы? На самом деле дополнительное поощрение является неплохим стимулом для повышения (или поддержания на прежнем высоком уровне) качества сервиса. Поэтому будьте уверены, что, не поскупившись сегодня, вы будете так же качественно (или даже лучше) обслужены при следующем визите в эту парикмахерскую, в этот ресторан, при встрече с этим водителем такси.

Интересны статьи про этикет? Тогда рекомендуем всем заглянут на сайт velesarticles.com, где вы сможете найти полезные статьи самых разнообразных категорий и тематик.


Опубликовано: 30.09.12

Оставить комментарии: